Продать старинную икону

Продажа старинных икон

Встречаются случаи, когда принимается решение продать хранящуюся в доме старинную икону. Однако, прежде чем совершить непосредственно сделку купли-продажи, нужно предварительно произвести оценку иконы.

Самостоятельно столь сложное действие выполнить невозможно, необходима помощь квалифицированных специалистов. Сотрудники нашей компании выполняют экспертную оценку икон даже в режиме онлайн. При этом обратите внимание, что оценка изделия выполняется совершенно бесплатно для Вас.

Все, что требуется для проведения профессиональной экспертной оценки Вашей иконы, это отправить ее качественное фото на нашу электронную почту или Вотсап. Не забывайте, в случае наличия на иконе штампов, клейма или подписи мастера, следует сделать еще одно, увеличенное фото и отправить его вместе с основным. Фотографируя икону, обратите внимание на отсутствие бликов и посторонних предметов на изображении.

На многоэтапную экспертизу при необходимости привлекают антикварщиков, сотрудников музея и прочих специалистов.

Проведение экспертизы по оценке икон
Проведение экспертизы по оценке икон

В первую очередь оценщиком определяется происхождение иконы, ее примерный возраст, название иконописной мастерской или мастера – иконописца.

Следующим этапом считается оценка количества повреждений на иконе – сколов и царапин и уровня этих повреждений, если они имеются.

На последнем этапе определяется непосредственно, рыночная стоимость оцениваемой иконы.

Сложность процесса иконы объясняется многочисленными факторами, от которых и зависит ее стоимость. К ним относятся:

  • Сюжетная линия
  • Период написания
  • Мастер или иконописная школа
  • Сохранность изображения или качество работ реставратора
  • Качество письма
  • Наличие оклада
  • Размер
  • Легенда изделия

Учитывая совокупность всех оценочных факторов, наши мастера выполнят качественную оценку Вашей иконы в онлайн режиме совершенно бесплатно для Вас.

Виды старинных икон. Деревянные иконы

Написание икон на дереве на Руси считалось ремеслом. Каждые его этап выполнялся отдельным мастером. Однако, сама суть иконописи не ограничивается понятием «ремесло», включая в себя «богословие в краске» и «мировоззрение в краске».

Святая Анастасия

На Руси икона считалась мистическим предметом, частичкой духовной сущности в материальном мире. Изображение является символом посредничества между духовным и земным миром.

Интересно, что далеко не каждый, даже высокопрофессиональный художник может писать иконы. Для иконописца важны такие качества как вера, религиозность, благословление на деятельность и обязательное выполнение следующих религиозных таинств:

  • Поста
  • Молитв
  • Исповеди
  • Причащениями к Святым Таинствам

Создание икон на дереве состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор доски
  2. Грунтовка доски
  3. Рисунок
  4. Золочение
  5. Эмульсия
  6. Краски
  7. Живопись
  8. Олифа

Под основание иконы мастера использовали такие породы дерева, как липа или сосна, ель, в южных регионах – кипарис. Специальные шпонки защищали икону от коробления. Если доска не была цельной, отдельные элементы склеивались качественным натуральным клеем.

На лицевой стороне иконы выдалбливалось углубление, именуемое «ковчегом» . Его первостепенным назначением является символизированное духовное измерение и символ ковчега спасения. Практически «ковчег» уберегал изображение от повреждения.

На следующем этапе доска покрывалась грунтовкой. Поверхность доски пропитывалась клеем, на него наносился отрез хлопчатой или льняной ткани – павалока. Предварительно она также вымачивается в клее. После этого доска тщательно просушивается. Затем на нее наносится левкас, основой которого служит известняковый мел, предварительно просеянный до полной чистоты. Состав левкаса – клей, вода, мел. Вываренный и выстоянный на протяжении суток левкас наносится на доску равномерными тонкими слоями общим количеством – 15.последний слой левкаса выравнивается шкуркой.

Казанская Божья Матерь

После этого на доску по высохшему левкасу наносится рисунок. Его выполняют кистью или углем. Часто для нанесения рисунка использовалась прорись – рисунок, выполненный через кальку точечным прокалыванием контуров и последующим припорохом.

Дальше мастера золотили рисунок хрупкими листами сусального золота, цветовые оттенки которого отличаются в зависимости от количества примесей других металлов и пробы самого золота.

Далее готовилась эмульсия на основании желтка. Краски, смешанные с желтком водой не смываются. Чтобы вода и масло не отделялись, использовался разбавитель. В качестве него выступали:

  • Хлебный квас
  • Белое сухое вино
  • Разбавленный винный уксус

Самостоятельное изготовление красок мастерами из натуральных пигментов на основе минералов добавлением эмульсии обеспечивает долголетие иконе. После тщательного измельчения и перетирания красок мастера переходили к живописи.

Богословская живопись характеризуется многослойной, лессировочной техникой:

  • Роскрышь
  • Высветление
  • Охрение

Помимо этого, мастерами иконописи применялось множество других приемов, придававших ликам Святых отблески Божественного света.

В самом конце икона покрывалась олифой, защищающей изображение от влажности, пыли, укрепления цвета и лакокрасочного слоя.

Иконы с окладом

Специальное накладное украшение на иконе, прикрывающее практически всю иконную доску, называют окладом. На юге и западе России его еще называли шата или цата.

Оклад наносится поверх красочного слоя, исключая некоторые элементы – кисти рук, лики. Для этих элементов в окладе выполнялись прорези. Оклады занимают значительное место в российском декоративно-прикладном искусстве.

Иконы «Венчальная пара» в окладе

По материалу изготовления различают оклады из металла:

  • Серебро
  • Золото
  • Латунь
  • Медь
  • Белая жесть

Шитые оклады:

  • Обнизь из жемчуга
  • Шитье бисером

Оклады, украшенные:

  • Эмалью
  • Драгоценными камнями
  • Цветными стеклами

Обратная сторона оклада чаще всего оббивалась бархатом красного или малинового цвета. На Руси оклады представляли собой отдельное направление декоративно-прикладного искусства. Поэтому именно русские оклады отличались роскошью и размахом.

Иконы с серебряным окладом

На территории Руси иконы в серебряных окладах появились еще в XII веке. Тогда они стоили очень дорого. В 1730-м году были открыты уральские серебряные копи. Найденные серебряные залежи удешевили производство серебряных окладов.

Икона Святого Николая в серебряном окладе

Серебряный оклад служит не только для того, чтобы защитить икону от внешних воздействий, хоть это и немаловажный фактор появления кладов. Еще одним предназначением такого своеобразного покрова из драгоценного металла является выражение почтения и благодарности святым, изображенным на иконе.

Для этого серебряный оклад мог дополнительно покрываться драгоценными камнями, эмалью, золотом и филигранной чеканкой.

На сегодняшний день оклад атрибутируют (определяют его ценность как произведения искусств) по клейму. Учитывая то, что практически все серебряные оклады изготавливались из 84-й пробы серебра, основными признаками определения его ценности считаются клеймо и менник. На клейме обозначается город, где была произведена икона, а именник – специальный штамп, указывающий на мастера. Дополнительно указана и дата изготовления иконы.

Складни металлические

Складни, еще именуемые полиптихами известны со времен Древней Руси. Это своеобразные переносные многостворчатые алтари, имеющие способность складываться. В некоторых случаях они изготавливались как реликварии для хранения частичек святых мощей.

Металлические складни имеют не менее двух створок, они украшались разными элементами, расписывались эмалью. В зависимости от количества створок классифицируются следующим образом:

  • Две створки — диптих
  • Три створки – триптих
  • Четыре створки – квадриптих

Складни с более чем четырьмя створками встречаются очень редко и называются полиптихами. Наиболее популярными были у старообрядцев и казаков.

Квадриптих XIX век

Историю возникновения металлических складней ведут с X столетия. Они доставлялись в Русь из Византии вместе с иконами и панагиями. Створки их закрывались встык. Считается, что прообразом металлических складней были Царские врата, закрывающие ворота к церковному алтарю.

 

Изначально складни изготавливались в храмовых и монастырских мастерских. Изображенные на них сюжеты отличались разнообразием. На ранних изделиях присутствовали изображения змееподобных существ, присущих языческой культуре.

Средневековые складни были мелкоформатными и носились на груди. Чуть позже появились складни в виде ковчега, с вкладываемой в середину иконой. Чаще всего такой ковчег был трехстворчатым, где средняя часть закрывалась двумя боковыми одинаковых размеров.

Металлический триптих

В центре ковчега размещалось изображение Спасителя, на правой створке – Богоматери, на левой – Николая Угодника. Обратная сторона ковчега украшалась резными или литыми изображениями картин Голгофского креста.

XVI и XVII век ознаменовался производством больших складней – иконостасов, которые предназначались для походов.

Всего на Руси различали следующие виды ставней:

  • Нагрудные
  • Нательные
  • Поставные или киотные

Интересно, что в XVII веке у всех ратников на груди обязательно должны были быть тройные ставни.

Девятнадцатое столетие ознаменовалось заменой металлических складней святцами и иконостасами. На сегодняшний день складни встречаются гораздо реже иконок и крестов. Это напрямую связано со сложностью их производства. В свое время Петром Первым была произведена попытка прекратить производство складней, правда, безуспешная.

Между тем в XVIII веке мастера выговской литейной мастерской наладили массовое производство красивых и в то же время качественных складней из бронзы и меди. Лики святых на них тщательно прорабатывались. В это время складни усовершенствовались петлями со штырями. Производство складней функционировало до начала XX века.

    Бесплатная онлайн оценка!

    Позвоните: +7 (916) 088-55-11.
    Напишите в WhatsApp

    Оценка в WhatsApp